Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения
Классификация методов обучения:
- По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков, и т.д..
- По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры) и т.д.
- По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептивный метод (когда учитель передаёт информацию ученикам), репродуктивный (ученик выполняет действия по примеру учителя), метод проблемного изложения (учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (учитель разбивает проблему на отдельные задачи, а ученики их решают) и исследовательский (ученики ищут решения новых для них проблем) и т.д.
- По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач).
- По деятельности:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).
Методов обучения существует огромное множество
Традиционные методы обучения
Традиционные методы обучения преследуют одну общую цель: сообщить учащемуся новые знания и довести до него актуальную информацию по какой-либо дисциплине. Основываются такие методы на деятельности информативно-иллюстративного характера со стороны педагога и деятельности репродуктивного характера со стороны учащегося.
Учащийся знакомится с неизвестной ему раньше информацией, а в процессе осмысления использует новые пути действий и рассуждений. Затем, решая соответствующие задачи, применяет полученные знания на практике. В этом процессе задействуется, главным образом, ассоциативная память – это обусловлено тем, что знания преподносятся в уже готовой форме.
Основным недостатком традиционных методов обучения является то, что учащийся получает знания-шаблоны, которые, во-первых, легко забываются, а во-вторых, не могут быть применимы к другим типам проблем и задач.
В традиционном методе выделяют традиционные формы и методы обучения (как единое целое и основная (большая) часть учебного процесса): лекцию, рассказ, объяснение, беседу, учебную дискуссию, работу с книгой, демонстрацию, упражнения, взаимообучение, контроль знаний, лабораторную работу, практику и самостоятельную работу.
Так же в процесс обучения включаются нетрадиционные уроки, методы, формы, виды и технологии, как меньшая составная часть учебного процесса, позволяющая разнообразить учебный процесс.
Существуют несколько видов нетрадиционных уроков.
- Уроки «погружения»
- Уроки-«сказка»
- Уроки -игры/деловые игры/ролевые игры
- Уроки- соревнования
- Уроки типа КВН/Что? Где? Когда?
- Театрализованные уроки/Уроки-концерты/Уроки творчества
- Компьютерные уроки
- Уроки с групповыми формами работы
- Уроки взаимообучения учащихся
- Уроки-аукционы
- Уроки-мозговой штурм
- Уроки-зачеты
- Уроки- «суды»
- Уроки поиска истины
- Уроки-проекты/кейсы
- Уроки- пресс-конференции/конференции/семинары
- Уроки-экскурсии
- Уроки-дебаты
Нетрадиционные методы обучения
Проектный метод обучения
Проектный метод обучения отличается от классических тем, что учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде продуктового результата и представления. Завершается проект защитой. Проекты бывают:
- исследовательские (результатом служит подтверждение или опровержение некой теории);
- практико-ориентированные (результатом служит предложенное решение для какой-либо задачи, прототипы, модель);
- творческие.
Метод проектного обучения позволяет:
- научить школьников или взрослых студентов самостоятельно достигать намеченной цели, планировать движение к ней;
- сформировать у них умение работать с информацией;
- применять полученные теоретические знания на практических задачах;
- сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта.
Работа над проектом может проходить как индивидуально, так и в группах, и второй вариант также поможет развивать у учащихся навыки коммуникации и кооперации. Задача преподавателя — скоординировать их работу, помочь распределить роли, если нужно, составить план действий и так далее.
Разбор кейса (кейс-метод, кейс-стади)
В зависимости от дисциплины, которую вы преподаёте, кейс может быть правовым, предпринимательским, медицинским, отражать какую-то социальную проблему, историческое событие либо практическую рабочую задачу — вариантов масса. Обычно это реальные факты о сложной и неоднозначной ситуации, имевшей место в жизни. Задача учащихся — исследовать и проанализировать эту ситуацию, после чего предложить для неё решение, как будто она произошла сейчас. В процессе дети и взрослые учатся применять теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, аргументировать свою позицию.
Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения: например, одни и те же факты можно интерпретировать с точки зрения закона по-разному, поэтому похожие судебные споры можно решить вариативно в зависимости от того, чьи аргументы покажутся судье более убедительными, а при одних и тех же симптомах возможны разные медицинские диагнозы и протоколы лечения.
По тому, как учащийся строит аргументацию для решения кейса, преподаватель видит, правильно ли он рассуждает, всю ли необходимую учебную информацию задействует, корректно ли понимает её.
Кейсы могут быть индивидуальными и групповыми.
Мозговой штурм
Это метод коллективного обсуждения темы, проблемы или задачи, который предполагает свободное высказывание своих идей участниками. Суть в том, что преподаватель задаёт тему дискуссии, объясняет цель (например, предложить как можно большее количество идей за 15 минут) и правила (не отвергать никакие идеи и не критиковать их до следующего этапа, но можно развивать идеи других участников). Озвученные в процессе идеи записываются, а затем совместно анализируются, чтобы выбрать наилучшее решение.
Этот метод развивает креативность, умение концентрировать внимание на конкретной задаче, взаимодействовать в группе, анализировать свои и чужие идеи. Относится к методам активного обучения.
В процессе использования этого метода достигаются такие педагогические задачи:
- стимулируется познавательная деятельность и интерес обучающихся;
- учащиеся активно усваивают учебный материал;
- теория связывается с практикой;
- формируется опыт творческой деятельности по решению нестандартных задач и проблем;
- развиваются интеллектуальные способности и быстрые мыслительные операции;
- ученики развивают коммуникативные навыки взаимодействия в группе и опыт коллективной деятельности.
Метод интеллект-карт
Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. Интеллект-карта представляет собой схему, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от неё расходятся «ветви» связанных идей. Этот метод может пригодиться как для того, чтобы объяснить ученикам сложную тему, так и для коллективной или самостоятельной работы школьников и студентов — в процессе они учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию.
Ролевые и деловые игры
Ролевые игры — это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте с помощью определённым образом смоделированных ситуаций. Как предполагает название метода, учащиеся берут на себя некие роли. А учитель придумывает игровую ситуацию, сюжет и контролирует процесс игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения, и этот метод широко применяется от дошкольного обучения до бизнес-тренингов.
Деловая игра представляет собой сочетание анализа кейса и ролевой игры — это смоделированная профессиональная ситуация, в которой участники, принявшие определённые профессиональные роли, должны найти решение проблемы. Как правило, она используется для того, чтобы перевести теоретические знания в область практического применения.
Оригинальные методы обучения
На основе феноменов (финский подход);
Интерливинг (чередование изучаемых тем);
ТРИЗ-педагогика (помогает развивать нестандартное мышление).