ОГАОУ «Интеграция»
Томская область, Томский район, п. Зональная станция
  • Методические материалы

    Технология обучения - это системный метод проектирования, реализации, оценки, коррекции и последующего воспроизводства процесса обучения, а также техническое оснащение этого процесса. Технология обучения должна отражать современный уровень научно-педагогических знаний, использовать эффективные методыобучения и воспитания, а также доступные техническиесредстваобучения (ТСО); должна гарантировать стопроцентное достижение поставленных целей обучения и воспитания; все технологии обучения должны быть обеспечены объективными методиками контроля качества процесса формирования личности.

    Классификация технологий обучения

    1.По целевым установкам:

    а) ценностно-ориентирующие : (тренинг, дискуссия).

    б) Адаптивные технологии:(технологии индивидуализации и дифференциации обучения, технология разноуровнего обучения, технология полного усвоения, технология коллективного взаимообучения, технологии адаптивного обучения и др.).

    в) Технологии развивающего обучения: (авторские технологи развивающего обучения, авторские технологии по системе обучения, технология проблемного обучения и др.).

    2. По уровню применения: (общепедагогические, частнометодические (предметные), локальные (модульные)).

    3По философской основе: (материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и теологические, гуманистические и антигуманные, прагматические и экзистенционалистские, свободного воспитания и императивные технологии и др.).

    4. По научной концепции: (ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие.).

    5. По характеру содержания и структуре: (обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, монотехнологии, политехнологии (комплексные) и др.).

    6. По использованию информационных ресурсов, сетевых и дистанционных форм и средств обучения: (Дистанционные технологии, сетевое взаимодействие, электронное образование, ЦОС и т.д.)

    Наиболее востребованные по ФГОС Технологии обучения:

    • Информационно – коммуникационная технология;
    • Технология развития критического мышления;
    • Проектная технология;
    • Технология развивающего обучения;
    • Здоровьесберегающие технологии;
    • Технология проблемного обучения;
    • Игровые технологии;
    • Сетевые технологии;
    • Модульная технология;
    • Технология мастерских;
    • Кейс – технология;
    • Технология интегрированного обучения;
    • Педагогика сотрудничества;
    • Технологии уровневой дифференциации;
    • Групповые технологии;
    • Технология полного усвоения;
    • Традиционные технологии (классно-урочная система).
    Содержание образования и воспитания- система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду, неотъемлемой составляющей образования является воспитание.

    “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.

    Роджер Левин

    Компетенции — это набор знаний, навыков и личного опыта, необходимый для эффективного выполнения определённой деятельности.

    Компетенции школьников 21 века:

    • Ценностно-смысловые компетенции (формирование системного мышления, способности выстраивать ценностные ориентиры в жизни, умение видеть взаимосвязи разных элементов окружающего мира, понимать и ориентироваться в этом окружающем мире, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения, формирование навыка работы в ситуации неопределенности).
    • Общекультурные компетенции (формирование знаний в области особенностей национальной и общечеловеческой культуры, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, умение оценивать роль науки и религии в жизни человека и их влияние на эволюцию социума).
    • Учебно-познавательные компетенции (формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами, научное объяснение явлений, анализ данных и использование научных доказательств для получения выводов).
    • Информационные компетенции  (умение искать,  анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем и личностного роста).
    • Коммуникативные  компетенции (овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать поведение собеседника, умение эффективно выстраивать речевую деятельность и поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущего конкретному этносу).
    • Компетенции личностного самосовершенствования (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к своему здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы, рефлексия).
    • Социально-трудовые компетенции (формирование  межотраслевой коммуникации, социальной активности и функциональной грамотности, умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, ориентироваться на рынке труда, умение структурировать межличностные взаимоотношения, планировать совместную деятельность и эффективно сотрудничать с другими людьми в процессе достижения общего результата, воспитание мотивов трудовой деятельности).

    Метапредметные умения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

    Компетенции по ФГОСам:

    • личностные — нацеленные на саморазвитие личности и продуктивное взаимодействие с социумом;
    • метапредметные — направленные на способность саморазвития и самообразования;
    • предметные — направленные на осознание специфики предмета и обретения навыков по получению знания в его рамках.

    Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность:

    • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
    • развития личности, ее способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
    • осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности;
    • работы с одаренными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
    • формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
    • самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками;
    • выполнения груповых и индивидуальных проектов всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом;
    • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада;
    • использования сетевого взаимодействия;
    • участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населенного пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ;
    • развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др.;
    • развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора;
    • формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
    • использования в образовательной деятельности современных образовательных технологий;
    • обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации;
    • эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
    • эффективного управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования.

    У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе умения:

    • обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся;
    • осуществлять самостоятельный поиск и анализ информации с помощью современных информационно-поисковых технологий;
    • разрабатывать программы учебных предметов, курсов, методические и дидактические материалы, выбирать учебники и учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы;
    • выявлять и отражать в основной образовательной программе специфику особых образовательных потребностей (включая региональные, национальные и (или) этнокультурные, личностные, в том числе потребности одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов);
    • организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта;
    • реализовывать педагогическое оценивание деятельности обучающихся в соответствии с требованиями Стандарта, включая: проведение стартовой и промежуточной диагностики, внутришкольного мониторинга, осуществление комплексной оценки способности обучающихся решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи; использование стандартизированных и нестандартизированных работ; проведение интерпретации результатов достижений обучающихся;
    • использовать возможности ИКТ, работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.

    Ключевые компетенции учащихся по ФГОС — это умение личности решать поставленные задачи.

    Компетенции учителя 21 века:

    Профессиональная компетентность педагога – совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности, способность квалифицированно решать педагогические задачи в процессе учебной, познавательной, воспитательной и других видах деятельности совместно с учащимися и для учащихся.

    Ключеве личностные компетенции:

    Исходя из этого ФГОС определяет, какие профессиональные компетенции в профессиональном стандарте педагога, включающие требования к названным выше умениям и навыкам, необходимы для качественного выполнения его обязанностей.

    • Персональные. Преподаватель должен обладать навыками профессионального самоопределения, саморазвития, в том числе при ведении различных видов обучающей деятельности. Приветствуется наличие у учителя активной жизненной позиции, умения работать на результат и брать ответственность за плоды своего труда, слова и поступки.
      Педагогу важно иметь критическое мышление, соблюдать нравственные и этические границы, быть верным основам профессиональной этики. Он должен в полной мере понимать значение своей роли и необходимости достижения профессиональных компетенций педагога по ФГОС.
    • Межличностные. ​Педагогу важно умение работать в группе и брать на себя ответственность за руководство и достижение общих результатов. Значимая компетентность – навык взаимодействия с коллегами, умение проявлять интерес и толерантность, выручать и поддерживать в случае необходимости, а также объективно оценивать свои способности.
    • Социальные. ​Немаловажная профессиональная компетенция педагога образовательной организации, которая заключается в умении соответствовать социальным требованиям и нормам, при этом здраво смотреть на происходящее и иметь твердые убеждения. Важна терпимость по отношению к различным традициям и культурным ценностям, наличие интереса к опыту других государств и готовность обмениваться опытом, имеющим высокую практическую ценность.
    • Рефлексивные. Преподаватель должен уметь справляться с поставленными задачами как лично, так и при взаимодействии с коллективом, быть сдержанным и находить компромисс в конфликтных ситуациях. Обязательно стремление к профессиональному успеху, сопровождающееся положительным настроем.

    Основные компетенции деятельностной или профессиональной направленности

    • Педагогические в части процесса обучения – имеется в виду наличие профильного образования, способности применять современные педагогические методики и привлекать к процессу обучения всех детей, включая имеющих особые потребности. Профессиональные компетенции педагога, необходимые при работе с учениками с ОВЗ.
    • Педагогические в части воспитательного процесса – педагог должен обладать умением налаживать общение с учениками и управлять поведением, отстаивать их интересы и др.
    • Педагогические в части развивающего процесса – развитие этих профессиональных компетенций педагога обеспечивает умение применять в деятельности разноплановые подходы, формировать универсальные учебные действия учеников, обладать технологиями для работы с детьми с разными темпераментами и многие другие.
    • Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС – комплекс компетенций, состоящий из навыков педагога при обработке различных информационных данных, а также способности работать с разными типами сведений. Входит так же умение правильной постановки и достижения целей.
    • ИКТ-компетентность общепедагогического характера – педагог должен уметь обращаться со средствами визуальной коммуникации, печатными или экранными, создавать собственных архив наработок в этой сфере, анкеты-характеристики учеников, проводить дискуссии в телекоммуникационной среде и др.
    • ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера –­ учитель обязан иметь навыки компьютерной обработки данных, уметь находить всю необходимую информацию по своему предмету.
    • Психолого-педагогические.
    • Общие и специальные предметные.

    Компетенции связанные с развитием цифровых технологий:

    • обладать навыками использования ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий;
    • успешно проводить мероприятия и встречи с применением видеосервисов, вести видеоконференции, самостоятельно настраивать и использовать необходимое для этого оборудование;
    • применять возможности информационной образовательной среды для достижения образовательных целей развития учеников, учитывая их индивидуальность и особенности;
    • пользоваться компьютерным, цифровым и коммуникационным оборудованием, принадлежащим образовательной организации, при построении учебного процесса;
    • использовать цифровые средства коммуникации в работе с учениками и их законными представителями, соблюдая нормы информационной безопасности и защиты персональных данных;
    • задействовать в учебном процессе такие инструменты, как профили и группы в соцсетях, блоги, видеохостинги, а также создавать собственные цифровые материалы;
    • находить применение электронных образовательных ресурсов и цифровых технологий для решения учебно-воспитательных задач;
    • вести электронную документацию;
    • придерживаться индивидуального подхода в применении цифровых ресурсов, дистанционных технологий и методов электронного обучения, а также для работы с детьми с ОВЗ
    • формирование у учеников (в том числе с ОВЗ) умения использовать информационно-коммуникационные технологии;
    • обучение школьников основам информационной безопасности с учетом их возрастных особенностей;
    • использование информационно-коммуникационных и цифровых технологий для развития творческого потенциала и познавательной деятельности детей, а также применение соответствующих предметам обучения интернет-ресурсов;
    • применение цифровых технологий, методов дистанционного и электронного обучения.

    Квалификация педагога может быть описана, как совокупность компетентностей: 

    • Компетентность в области личностных качеств.
    • Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
    • Компетентность в мотивировании обучающихся на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
    • Компетентность в разработке программ деятельности и принятии педагогических решений.
    • Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
    • Компетентность в организации педагогической деятельности.

    Квалификация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность должна отражать:

    • компетентность в соответствующих предметных областях знания и методах обучения;
    • сформированность гуманистической позиции, позитивной направленности на педагогическую деятельность;
    • общую культуру, определяющую характер и стиль педагогической деятельности, влияющую на успешность педагогического общения и позицию педагога;
    • самоорганизованность, эмоциональную устойчивость.

    Современный преподаватель, описанный в ФГОС – творческая, всесторонне развитая личность, обладающая навыками и компетенциями педагога. Эти характеристики нужно непрерывно развивать и улучшать на протяжении всего трудового пути. Они дают учителю возможность совершенствоваться, идти в ногу со временем и поддерживать высокий уровень профессионализма.

    Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения

    Классификация методов обучения:

    • По дидактическим задачам: бывают методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний, умений и навыков, и т.д..
    • По источнику передачи информации: методы бывают словесные (лекция, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (решение задач, лабораторные работы, дидактические игры) и т.д.
    • По характеру познавательной деятельности учащихся: информационно-рецептив­ный метод (когда учитель передаёт информацию ученикам), репродуктивный (ученик выполняет действия по примеру учителя), метод проблемного изложения (учитель формулирует проблему и показывает логические шаги для её решения), эвристический (учитель разбивает проблему на отдельные задачи, а ученики их решают) и исследовательский (ученики ищут решения новых для них проблем) и т.д.
    • По логике изложения и восприятия информации: индуктивные методы (когда учитель сначала излагает конкретные факты, а потом озвучивает общие положения, или же ученики решают задачи, чтобы прийти к общей формуле) и дедуктивные методы (от абстрактных понятий или общих законов учащиеся переходят к конкретным следствиям, от теории — к решению задач).
    •  По деятельности:
      • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы).
      • Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы вовлечения и формирования познавательного интереса, а также методы поощрения и порицания — для развития ответственности за результат обучения).
      • Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного и письменного контроля, контрольные лабораторные работы, компьютерные тесты).

    Методов обучения существует огромное множество

    Традиционные методы обучения

    Традиционные методы обучения преследуют одну общую цель: сообщить учащемуся новые знания и довести до него актуальную информацию по какой-либо дисциплине. Основываются такие методы на деятельности информативно-иллюстративного характера со стороны педагога и деятельности репродуктивного характера со стороны учащегося.

    Учащийся знакомится с неизвестной ему раньше информацией, а в процессе осмысления использует новые пути действий и рассуждений. Затем, решая соответствующие задачи, применяет полученные знания на практике. В этом процессе задействуется, главным образом, ассоциативная память – это обусловлено тем, что знания преподносятся в уже готовой форме.

    Основным недостатком традиционных методов обучения является то, что учащийся получает знания-шаблоны, которые, во-первых, легко забываются, а во-вторых, не могут быть применимы к другим типам проблем и задач.

    В традиционном методе выделяют традиционные формы и методы обучения (как единое целое и основная (большая) часть учебного процесса): лекцию, рассказ, объяснение, беседу, учебную дискуссию, работу с книгой, демонстрацию, упражнения, взаимообучение, контроль знаний, лабораторную работу, практику и самостоятельную работу.

    Так же в процесс обучения включаются нетрадиционные уроки, методы, формы, виды и технологии, как меньшая составная часть учебного процесса, позволяющая разнообразить учебный процесс.

    Существуют несколько видов нетрадиционных уроков.

    • Уроки «погружения»
    • Уроки-«сказка»
    • Уроки -игры/деловые игры/ролевые игры
    • Уроки- соревнования
    • Уроки типа КВН/Что? Где? Когда?
    • Театрализованные уроки/Уроки-концерты/Уроки творчества
    • Компьютерные уроки
    • Уроки с групповыми формами работы
    • Уроки взаимообучения учащихся
    • Уроки-аукционы
    • Уроки-мозговой штурм
    • Уроки-зачеты
    • Уроки- «суды»
    • Уроки поиска истины
    • Уроки-проекты/кейсы
    • Уроки- пресс-конференции/конференции/семинары
    • Уроки-экскурсии
    • Уроки-дебаты
      • и т.д.

    Нетрадиционные методы обучения

    Проектный метод обучения

    Проектный метод обучения отличается от классических тем, что учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде продуктового результата и представления. Завершается проект защитой. Проекты бывают:

    • исследовательские (результатом служит подтверждение или опровержение некой теории);
    • практико-ориентированные (результатом служит предложенное решение для какой-либо задачи, прототипы, модель);
    • творческие.

    Метод проектного обучения позволяет:

    • научить школьников или взрослых студентов самостоятельно достигать намеченной цели, планировать движение к ней;
    • сформировать у них умение работать с информацией;
    • применять полученные теоретические знания на практических задачах;
    • сформировать навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта.

    Работа над проектом может проходить как индивидуально, так и в группах, и второй вариант также поможет развивать у учащихся навыки коммуникации и кооперации. Задача преподавателя — скоординировать их работу, помочь распределить роли, если нужно, составить план действий и так далее.

    Разбор кейса (кейс-метод, кейс-стади)

    В зависимости от дисциплины, которую вы преподаёте, кейс может быть правовым, предпринимательским, медицинским, отражать какую-то социальную проблему, историческое событие либо практическую рабочую задачу — вариантов масса. Обычно это реальные факты о сложной и неоднозначной ситуации, имевшей место в жизни. Задача учащихся — исследовать и проанализировать эту ситуацию, после чего предложить для неё решение, как будто она произошла сейчас. В процессе дети и взрослые учатся применять теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, аргументировать свою позицию.

    Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения: например, одни и те же факты можно интерпретировать с точки зрения закона по-разному, поэтому похожие судебные споры можно решить вариативно в зависимости от того, чьи аргументы покажутся судье более убедительными, а при одних и тех же симптомах возможны разные медицинские диагнозы и протоколы лечения.

    По тому, как учащийся строит аргументацию для решения кейса, преподаватель видит, правильно ли он рассуждает, всю ли необходимую учебную информацию задействует, корректно ли понимает её.

    Кейсы могут быть индивидуальными и групповыми.

    Мозговой штурм

    Это метод коллективного обсуждения темы, проблемы или задачи, который предполагает свободное высказывание своих идей участниками. Суть в том, что преподаватель задаёт тему дискуссии, объясняет цель (например, предложить как можно большее количество идей за 15 минут) и правила (не отвергать никакие идеи и не критиковать их до следующего этапа, но можно развивать идеи других участников). Озвученные в процессе идеи записываются, а затем совместно анализируются, чтобы выбрать наилучшее решение.

    Этот метод развивает креативность, умение концентрировать внимание на конкретной задаче, взаимодействовать в группе, анализировать свои и чужие идеи. Относится к методам активного обучения.

    В процессе использования этого метода достигаются такие педагогические задачи:

    • стимулируется познавательная деятельность и интерес обучающихся;
    • учащиеся активно усваивают учебный материал;
    • теория связывается с практикой;
    • формируется опыт творческой деятельности по решению нестандартных задач и проблем;
    • развиваются интеллектуальные способности и быстрые мыслительные операции;
    • ученики развивают коммуникативные навыки взаимодействия в группе и опыт коллективной деятельности.

    Метод интеллект-карт

    Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. Интеллект-карта представляет собой схему, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от неё расходятся «ветви» связанных идей. Этот метод может пригодиться как для того, чтобы объяснить ученикам сложную тему, так и для коллективной или самостоятельной работы школьников и студентов — в процессе они учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию.

    Ролевые и деловые игры

    Ролевые игры — это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте с помощью определённым образом смоделированных ситуаций. Как предполагает название метода, учащиеся берут на себя некие роли. А учитель придумывает игровую ситуацию, сюжет и контролирует процесс игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения, и этот метод широко применяется от дошкольного обучения до бизнес-тренингов.

    Деловая игра представляет собой сочетание анализа кейса и ролевой игры — это смоделированная профессиональная ситуация, в которой участники, принявшие определённые профессиональные роли, должны найти решение проблемы. Как правило, она используется для того, чтобы перевести теоретические знания в область практического применения.

    Оригинальные методы обучения

    На основе феноменов (финский подход);

    Интерливинг (чередование изучаемых тем);

    ТРИЗ-педагогика (помогает развивать нестандартное мышление).

    Формы обучения - это модель взаимодействия педагога и обучающегося.

    Характеристики форм обучения:

    • форма организации; очная, семейная и т.д.;
    • место проведения: в школе, вне школы;
    • место и время организации процесса обучения (школьный класс, лаборатория, пришкольный участок, спортивный зал и т.п.);
    • способ взаимодействия (общения) педагога и обучающегося; ведущий тип деятельности (урок, лекция, факультатив, экскурсия, кружок, лабораторная работа, и т.д.);
    • количество обучающихся и педагогов (класс, группа, микрогруппа, параллель классов);
    • характер проявления функций диагностики и контроля со стороны как педагога, так и обучающихся (индивидуальная, парная, групповая, дистанционная и т.п.);
    • методическое оснащение.

    Классификации организационных форм обучения

    В практике деятельности образовательных организаций сегодня используется достаточно большое количество разнообразных организационных форм обучения, что обусловило необходимость их классификации по разным типам оснований:

    По количеству обучающихся:

    • индивидуальные формы обучения — консультирование по проблемному вопросу, по плану реализации проекта; репетиторство (по конкретной выбранной обучающимся теме или по определенному предметному блоку); тыоторство (как научное сопровождение исследовательской деятельности, педа- гогичсская поддержка в процессе обучения); руководство проектом;
    • парные — взаимообучение, взаимоконтроль, совместное целеполагание;
    • групповые — работа в микрогруппах, объединение в звездочки, звенья, бригады, кооперация по научным и предметным отраслям;
    • коллективные (фронтальные, массовые) — учебная деятельность как всего класса в целом, так и в ходе организации отдельных этапов урока, кружка, экскурсии, лабораторной работы, проекта и т.д.;

    По месту проведения:

    • школьные — работа организуется в классе, спортивном зале, лаборатории;
    • внешкольные — на базе объектов культуры и искусства, производства, сферы торговли и т.п.);

    По продолжительности учебных занятии:

    • классический урок продолжительностью 35-45 мин;
    • спаренный урок (80-90 мин);
    • спаренный укороченный урок (70 мин);
      • уроки «без звонков» произвольной длительности по выбору педагога и обучающихся;

    По дидактическим целям:

    • теоретические;
    • практические;
    • трудовые;
    • творческие;
    • исследовательские;
    • комбинированные.

    По форме организации учебного процесса:

    • в школе : очная, очно-заочная или заочная. 
    • вне школы: семейное образование (1-9 класс), самообразование (10-11 класс).

    Виды обучения

    Вид обучения представляет собой:

    • обобщенную характеристику систем обучения, определяющую особенности обучающей и учебной деятельности;
    • характер взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе;
    • функции используемых методов, средств и форм обучения. Вид обучения зависит от педагогической технологии, лежащей в его основе.

    Выделяют следующие виды обучения

    • Объяснительно-иллюстративного обучение характеризуется субъект-объектными отношеними между обучающим и обучающимся; преподнесением «готовых» знаний; репродуктивным характером познавательной деятельности; незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
    • Догматическое обучение построенно на принятии информации без доказательств, на веру.
    • Проблемное обучение предполагает самостоятельный поиск знаний обучающимся в процессе решения учебных проблем (следовательно, отношения между участниками учебного процесса субъект-субъектные), развитие его творческого мышления и познавательной активности, обеспечивает прочные и действенные результаты обучения; вызывает положительное эмоциональное отношение к учению. Однако продуктивные методы не являются универсальными, поскольку не каждая учебная информация заключает в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. При изучении подобного учебного материала целесообразно использовать репродуктивные методы. Сконструировать проблемную ситуацию на полном незнании не представляется возможным. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний, который можно создать только с помощью репродуктивных методов.
    • Развивающее обучение обеспечивает оптимальное развитие учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. При этом обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.
    • Эвристическое обучение базируется на основных принципах проблемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
    • Личностно-ориентированное обучение, обучение в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
    • Компьютерное  обучение основывается программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.
    • Модульное (кейсовое) обучение придает полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
    • Дистанционное обучение позволяет достигнуть заданных целей с помощью современных образовательных платформ и систем телекоммуникаций.
    • Межпредметное обучение основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.
    • Программированное обучение характеризуется следующими особенностями: субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся; информация подается небольшими порциями; после каждой порции информации предлагается проверочное задание для контроля; предъявляется ответ для самоконтроля; выдаются указания в зависимости от правильности ответа. Программированное обучение предоставляет возможность установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, развивает самостоятельность, позволяет каждому обучающемуся работать в присущем ему темпе, но не раскрывает самого хода научения, не предполагает творчества.

    Вид обучения определяется педагогическими технологиями обучения.

    Формы обучения - это модель взаимодействия педагога и обучающегося.

    Характеристики форм обучения:

    • форма организации; очная, семейная и т.д.;
    • место проведения: в школе, вне школы;
    • место и время организации процесса обучения (школьный класс, лаборатория, пришкольный участок, спортивный зал и т.п.);
    • способ взаимодействия (общения) педагога и обучающегося; ведущий тип деятельности (урок, лекция, факультатив, экскурсия, кружок, лабораторная работа, и т.д.);
    • количество обучающихся и педагогов (класс, группа, микрогруппа, параллель классов);
    • характер проявления функций диагностики и контроля со стороны как педагога, так и обучающихся (индивидуальная, парная, групповая, дистанционная и т.п.);
    • методическое оснащение.

    Классификации организационных форм обучения

    В практике деятельности образовательных организаций сегодня используется достаточно большое количество разнообразных организационных форм обучения, что обусловило необходимость их классификации по разным типам оснований:

    По количеству обучающихся:

    • индивидуальные формы обучения — консультирование по проблемному вопросу, по плану реализации проекта; репетиторство (по конкретной выбранной обучающимся теме или по определенному предметному блоку); тыоторство (как научное сопровождение исследовательской деятельности, педа- гогичсская поддержка в процессе обучения); руководство проектом;
    • парные — взаимообучение, взаимоконтроль, совместное целеполагание;
    • групповые — работа в микрогруппах, объединение в звездочки, звенья, бригады, кооперация по научным и предметным отраслям;
    • коллективные (фронтальные, массовые) — учебная деятельность как всего класса в целом, так и в ходе организации отдельных этапов урока, кружка, экскурсии, лабораторной работы, проекта и т.д.;

    По месту проведения:

    • школьные — работа организуется в классе, спортивном зале, лаборатории;
    • внешкольные — на базе объектов культуры и искусства, производства, сферы торговли и т.п.);

    По продолжительности учебных занятии:

    • классический урок продолжительностью 35-45 мин;
    • спаренный урок (80-90 мин);
    • спаренный укороченный урок (70 мин);
      • уроки «без звонков» произвольной длительности по выбору педагога и обучающихся;

    По дидактическим целям:

    • теоретические;
    • практические;
    • трудовые;
    • творческие;
    • исследовательские;
    • комбинированные.

    По форме организации учебного процесса:

    • в школе : очная, очно-заочная или заочная. 
    • вне школы: семейное образование (1-9 класс), самообразование (10-11 класс).

    Виды обучения

    Вид обучения представляет собой:

    • обобщенную характеристику систем обучения, определяющую особенности обучающей и учебной деятельности;
    • характер взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе;
    • функции используемых методов, средств и форм обучения. Вид обучения зависит от педагогической технологии, лежащей в его основе.

    Выделяют следующие виды обучения

    • Объяснительно-иллюстративного обучение характеризуется субъект-объектными отношеними между обучающим и обучающимся; преподнесением «готовых» знаний; репродуктивным характером познавательной деятельности; незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
    • Догматическое обучение построенно на принятии информации без доказательств, на веру.
    • Проблемное обучение предполагает самостоятельный поиск знаний обучающимся в процессе решения учебных проблем (следовательно, отношения между участниками учебного процесса субъект-субъектные), развитие его творческого мышления и познавательной активности, обеспечивает прочные и действенные результаты обучения; вызывает положительное эмоциональное отношение к учению. Однако продуктивные методы не являются универсальными, поскольку не каждая учебная информация заключает в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. При изучении подобного учебного материала целесообразно использовать репродуктивные методы. Сконструировать проблемную ситуацию на полном незнании не представляется возможным. Чтобы вызвать у обучающихся познавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый начальный запас знаний, который можно создать только с помощью репродуктивных методов.
    • Развивающее обучение обеспечивает оптимальное развитие учащихся, при котором ведущая роль отводится теоретическим знаниям. При этом обучение строится в быстром темпе и на высоком уровне, процесс учения протекает осознанно, целенаправленно и систематично.
    • Эвристическое обучение базируется на основных принципах проблемного и развивающего обучения, которое предполагает успешность развития ученика за счет построения и самореализации личностной образовательной траектории в заданном образовательном пространстве.
    • Личностно-ориентированное обучение, обучение в котором образовательные программы и учебный процесс направлены на каждого ученика с присущими ему познавательными особенностями.
    • Компьютерное  обучение основывается программировании обучающей и учебной деятельности, воплощенной в контрольно-обучающей программе, которая позволяет обеспечить усиление индивидуализации, персонификации процесса обучения за счет оптимальной обратной связи, предоставляющей информацию о качестве усвоения содержания образования.
    • Модульное (кейсовое) обучение придает полифункциональность минимальной дидактической единице учебной информации – модулю, который обеспечивает целостное усвоение содержания образования.
    • Дистанционное обучение позволяет достигнуть заданных целей с помощью современных образовательных платформ и систем телекоммуникаций.
    • Межпредметное обучение основывающееся на изучении интегрированных учебных предметов, построенных на реализации межпредметных и внутрипредметных связей в смежных областях познания.
    • Программированное обучение характеризуется следующими особенностями: субъект-субъектные отношения между педагогом и обучающимся; информация подается небольшими порциями; после каждой порции информации предлагается проверочное задание для контроля; предъявляется ответ для самоконтроля; выдаются указания в зависимости от правильности ответа. Программированное обучение предоставляет возможность установить прочную внешнюю и внутреннюю обратную связь, развивает самостоятельность, позволяет каждому обучающемуся работать в присущем ему темпе, но не раскрывает самого хода научения, не предполагает творчества.

    Вид обучения определяется педагогическими технологиями обучения.

    Модель обучения это систематизированный комплекс основных закономерностей организации деятельности обучающегося и обучающего при осуществлении обучения.

    Классификация моделей обучения

    По способу построения: (педагогические конструкции (цели - идеалы), возможности дидактических средств обучения, проектное (проблемы-решения-компетенции)).

    По видам построения образовательного процесса: (учебный; предметно-средовой; комплексно-тематический.).

    По использованию ЦОС и ТСО: (традиционное, компьютерное, дистанционное, концентрированного обучения, проектного обучения и т.д. ).

    По роли участников образовательного процесса: (пассивная, активная, интерактивная).

    По реализации запросов участников образовательного процесса: (выталкивающая (традиционная модель), вытягивающая ( модель, основанная на формировании гибких и жестких компетенций, командной работе и мотивации)).

    Наиболее применяевые модели обучения: 

    • Педагогическая модель
    • Андрагогическая модель
    • Рационалистическая модель
    • Игровая модель
    • Модель Колба
    • Модель проектного обучения

    Методика обучения - это целостная система проектирования и организации процесса обучения, совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых зависит от мастерства и уровня творчества педагога.

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

    Отрасль педагогической науки, представляющая собойчастную дидактику или теорию и практику обучения определенному учебному предмету (истории, математике, языку и др.).

    МЕТОДИКА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

    Такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой педагог не дает обучающимся готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему, и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего обучающиеся сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

    МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

    Совокупность методов, способов, приемов обучения, направленных на овладение иностранным языком.

    МЕТОДИКА КОНЦЕНТРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 

    Основой технологического процесса концентрированного преподавания служит знаменитый в педагогической практике способ «погружения в объект».

    и.т.д.

    Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

    Классификация средств обучения

    Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

    По характеру воздействия на ученика:

    • печатные: учебники и т.д.;
    • визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
    • аудиальные: аудиозаписи;
    • аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
    • демонстрационные: компьютеры/интерактивные панели/информационные панели;
    • электронные образовательные ресурсы: цифровые образовательные платформы/тренажеры;
    • учебные приборы;
    • спортивное оборудование;
      • и т.д.

    По степени трудности:

    • средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
    • высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства, цифровые лаборатории.

    По происхождению:

    • естественные: предметы, взятые из живой природы;
    • символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
    • технические визуальные и аудиовизуальные средства.

    По виду средств:

    • Учебно-наглядные пособия;
    • Вербальные средства обучения;
    • Специальное оборудование;
    • Технические средства обучения.

    Группы средств обучения:

    • природные, естественные объекты или их изображения;
    • объемные геометрические фигуры и чучела;
    • изобразительные;
    • графические;
    • символические;
    • звуковые;
    • мультимедиа;
    • кейсы;
    • цифровые модели и тренажеры;
      • и т.д.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике