ОГАОУ «Интеграция»
Томская область, Томский район, п. Зональная станция
  • Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ

    Изображения.

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, направленный на системное исправление и реконструкцию индивидуальных познавательных качеств и недостатков поведения такого ребенка в сочетании с созданием условий для его личностного развития и адекватной интеграции в социум.

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВУЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОВЗ не следует сводить к их обучению и тренировке в выполнении отдельных мыслительных операций и умственных действий на конкретном предметном материале. Поэтому коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ должна включать следующие НАПРАВЛЕНИЯ:

    • нормализацию и обогащение отношений ребенка с ОВЗ с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
    • разумно возможную компенсацию пробелов и недостатков в его общем развитии и стимулирование деятельности в той области, которую он любит, где может добиться хороших результатов;
    • восстановление положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиации);
    • накопление социально-ценностного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни.
    1. ПРИНЦИП КОРРЕКЦИОННО-КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ, предлагающий построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма ребенка с ОВЗ. 
      Организация образовательного процесс должна учитывать психофизиологические особенности ребенка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те качества, которые отсутствуют).
       
    2. ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ следует рассматривать не как самоцель, а как средство обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости ребенка.
      ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ – преодолеть или значительно уменьшить «социальное выпадение», сформировать различные структуры социальной компетентности и психологическую подготовленность к жизни в окружающей социо-культурной среде.
       
    3. ПРИНЦИП ОСОЗНАННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ предполагает создание условий для формирования у детей с ОВЗ осознания совершаемой ими мыслительной деятельности (развитие элементов рефлексии).
      Осознанность мыслительной деятельности проявляется в возможности выразить словом или другим символом (графиком, схемой, моделью) не только ее результат, но и способы, с помощью которых этот результат был получен. Лишь осознанность мыслительного процесса обеспечивает его управляемость, контроль за ходом мысли, выявление и исправление ошибок, нарушений в протекании мыслительных операций и умственных действий.
       
    4. ПРИНЦИП МАКСИМАЛЬНОГО РАЗНООБРАЗИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО МАТЕРИАЛА. Обучение ребенка только на одном материале мало сказывается на мыслительной деятельности в целом. Поэтому интеллектуальные умения, сформированные в одной предметной области, могут не проявиться в других областях знаний.
      Следовательно, для максимального развития интеллектуальных возможностей ребенка с ОВЗ на коррекционно-развивающих занятиях должны быть использованы разные виды учебного материала (понятия житейские и научные, усваиваемые школьниками в процессе обучения, а также пословицы, тексты басен, отрывки из литературных произведений и т.п.). Определенное содержание способствует развитию специфических мыслительных особенностей, а варьирование содержания помогает формированию умений мыслительной обработки разнообразного материала, с которым встретится ребенок и в обучении, и в других видах деятельности, и в повседневных ситуациях.
       
    5. ПРИНЦИП ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ (БАЗОВЫХ) МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ВАЖНЕЙШИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ, составляющих ядро любой познавательной деятельности. Это требует особого внимания при построении процесса обучения ребенка использованию основных мыслительных операций (анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей и т.п.).
      Базовые мыслительные операции и интеллектуальные действия, являясь универсальными способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляют собой сложные целенаправленные акты мышления.
      В частности, чтобы усилия педагогов приводили к максимальному результату, необходимо особое внимание обратить на развитие и коррекцию у младших школьников такого важного интеллектуального умения, как понимание. Для достижения этой цели необходимы коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
       
    6. ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ в осуществлении коррекционно-развивающей работы предполагает плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным. Каждый тип заданий и упражнений должен служить подготовкой для выполнения следующего, более сложного.
       
    7. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ - это принцип означает, что не каждому ученику требуется проходить всю коррекционную программу - возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, у данного школьника в достаточной степени сформированы.
      С другой стороны, ученикам с ОВЗ, которым выявленные нарушения позволяют соответствовать возрастной норме психологического развития, коррекционно-развивающие занятия могут принести заметную пользу, обеспечивая умственную тренировку в выполнении отдельных операций и действий и способствуя большей скорости и легкости их выполнения, а также автоматизации выполнения некоторых из них.
       
    8. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА К КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ требуют при организации коррекционно-развивающих занятий опираться на предметно-практическую деятельность ребенка с ОВЗ.
      В системе специального коррекционного образования широко распространена коллективная предметно-практическая деятельность детей под руководством педагога (работа в парах или группах), которая создает естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями в различных ситуациях общения и социального взаимодействия.

    Коррекционно-развивающая деятельность с участием ПМПК включает следующие этапы:

    1. Сбор информации о ребенке. Это первичная диагностика его соматического, психического и социального здоровья. При диагностике используется широкий спектр различных психолого-педагогических методик, в том числе:
      - тестирование ребенка;
      - анкетирование родителей и педагогов;
      - наблюдение;
      - анализ продуктов учебного труда и т.п.
       
    2. Анализ полученной информации. На основе анализа определяются группы детей, которым необходима психолого-педагогическая поддержка и коррекционно-развивающее образование. Условно можно выделить следующие группы детей с ОВЗ:
      - нуждающиеся лишь в психолого-педагогической поддержке ввиду отсутствия у них серьезных проблем в развитии на данный момент и в перспективе;
      - имеющих предпосылки к возникновению тех или иных проблем в развитии, которым, соответственно, требуется профилактическая коррекционно-развивающая помощь;
      - имеющих проблемы в развитии на данный момент и требующих системной многоаспектной и длительной коррекционно-развивающей помощи.
       
    3. Совместная выработка рекомендаций для - ребенка, педагога, родителей и специалистов. Составление индивидуального образовательного маршрута ребенка в рамках единой комплексной коррекционной программы.
       
    4. Выполнение коррекционной программы: индивидуально или в группах.
       
    5. Анализ эффективности коррекционно-развивающей деятельности. Выработка рекомендаций по ее дальнейшему проведению, привлечению к работе с ребенком специалистов, заверение коррекционно-развивающей работы.
      Если будет принято решение о необходимости продолжения коррекционно-развивающей с конкретным ребенком, алгоритм, начиная с 3 этапа, повторяется. 5 этап по времени должен приходиться на январь. После внесения необходимых поправок коррекционно-развивающая деятельность осуществляется до окончания учебного года и принятия итогового решения о ее эффективности и возможных вариантах продолжения.
    • диагностика соматического, психического и социального здоровья;
    • психолого-социальная помощь;
    • предупреждение нарушений письменной речи.
    1. Примерная программа коррекционно-развивающей деятельности направлена на:

      - обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ;
      - оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
       
    2. Обеспечивать:

      - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и ( или) психическом развитии;
      - осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психофизического развития ( в соответствии с рекомендациями ПМПК);
      - освоение детьми с ОВЗ основной образовательной программы начального общего образования и их интеграцию в образовательное учреждение.
       
    3. Содержать перечень, содержание и план проведения индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих:

      - удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
      - их интеграцию в образовательное учреждение;
      - освоение ими основной образовательной программы начального общего образования.

    Это, в свою очередь, предусматривает:

    • создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса, которое включает: психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей; мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования; корректирование проводимых мероприятий;
    • создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности; использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания , специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
    • взаимодействие в разработке и проведении коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ и других организаций, специализирующихся в области семьи, и иных институтов общества, которое должно обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

    УНИВЕРСАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ РЕБЕНКА С ОВЗ, которые формируются в процессе реализации программы коррекционной работы, являются умения:

    1. Организовать собственную жизнедеятельность по достижению состояния индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом возможностей своего здоровья;
    2. Активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как социокультурного феномена;
    3. Воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

    ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕБЕНКА С ОВЗ, достигнутыми в ходе осуществления программы коррекционной работы, являются:

    • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
    • проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
    • дисциплинированность и упорство в образовательной деятельности для достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укрепления своего здоровья.

    МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ РЕБЕНКА С ОВЗ, полученными в ходе осуществления программы коррекционной работы, являются:

    1. Осознание личного здоровья как социально-культурного феномена, его объективная интегрированная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
    2. Обеспечение защиты и сохранения личного здоровья во всех его проявлениях позитивными средствами, соответствующими индивидуальным и типологическим возрастным особенностям;
    3. Планирование и организация самостоятельной деятельности по их достижению;
    4. Управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия;
    5. Анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности на основе интеграции единых требований к сверстникам и индивидуальных возможностей ребенка по их достижению.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике